ОНЛАЙН ЗАЯВКА

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда (СОУТ).

Понедельник, 14 Апреля 2014

1 Января 2014 года в Российской Федерации действуют новые правила оценки и контроля условий труда рабочих мест работодателей.

Нововведения регламентированы вступлением в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда».

С принятием ФЗ о СОУТ появляется единая, унифицированная процедура оценки условий труда на рабочих местах. Она позволяет реализовать как механизм освобождения работодателей от уплаты дополнительных взносов в ПФР, установленный пенсионным законодательством, так и механизм предоставления работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций. А также способствует повышению заинтересованности работодателей в том, чтобы улучшать условия труда, совершенствовать охрану труда.

С вступлением в силу ФЗ № 421 (закона-спутника к ФЗ о СОУТ) все упоминания в ТК РФ процедуры аттестации рабочих мест заменены процедурой СОУТ. Например, в ст. 212 ТК РФ в перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда включено проведение СОУТ. В ст. 216 ТК РФ в полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного управления охраной труда включено установление порядка проведения СОУТ.

Таким образом, в настоящее время СОУТ - единственная процедура, которая позволяет решить, предоставлять ли работникам гарантии и компенсации за условия труда, и определить размер страховых взносов. Обеспечение этой процедуры возложено на работодателя.

Организация и финансирование специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязанностью работодателя. Но осуществляется СОУТ работодателем совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ.

Работодатель обязан проводить СОУТ на каждом рабочем месте не реже раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 ФЗ о СОУТ). Данный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Напомню, что в соответствии с переходными положениями ст. 27 ФЗ о СОУТ работодатели, которые до вступления в силу этого закона провели аттестацию рабочих мест, не обязаны проводить СОУТ в течение 5 лет со дня завершения аттестации, но вправе это сделать.

СОУТ осуществляется в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На сайте Минтруда опубликован приказ Минтруда России № 33н от 24.01.2014 “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению”. В ближайшее время, после регистрации в Минюсте РФ, данный приказ вступит в силу, после чего работодатели смогут в полном объеме приступить к СОУТ в соответствии с утвержденной методикой.

Различия аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда

Аттестация рабочих мест предполагала оценку производственных факторов, при этом нередки были случаи когда работодатель намеренно не указывал некоторые из них, или наоборот указывал избыточные факторы влияющие на приобретение вредного класса условий труда. Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию всех опасных и вредных факторов, анализируются производственные процессы и производственное оборудование, изучается степень воздействия всех факторов присущих рабочему месту, функциональных обязанностей и должностных инструкций. Таким образом, результаты специальной оценки условий труда все больше будут становиться персонализированными, ориентированными на конкретного работника, а не на закрепленную за ним должность, профессию на предприятии.

От результатов спецоценки будут зависеть с одной стороны пенсионные права работников, а с другой – дополнительные страховые тарифы в Пенсионный фонд. Это то, что коснется оценки условий труда «списочников». Очевидно, что недовольных будет много, – в первую очередь среди работников, чья профессия числилась в списках – даже несмотря на то, что фактически условия труда будут признаны допустимыми по итогам спецоценки. Кроме того, полагаю, что эксперты Пенсионного Фонда будут максимально придирчивы в отношении тех результатов специальной оценки, по которым работодатель убирет дополнительный страховой тариф. Споры по пенсионным делам могут возникнуть, кстати, и спустя несколько десятилетий после проведения оценок и измерений. В этой связи необходимо подчеркнуть, что требования к организациям, оказывающим услугу по специальной оценке фактически будут многократно выше, чем при проведении аттестации.

Большая часть рабочих мест пойдет по так называемому декларированию, без проведения оценок и измерений замеров. Для работодателя это, на первый взгляд благо, позволяющее существенно снизить расходы на проведение специальной оценки, и фактически, своеобразный инструмент управления результатами специальной оценки.
Хочу подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя этим инструментом злоупотреблять. Если работодатель задекларирует по 2 классу те рабочие места, на которых фактически есть вредности, это может стать проблемой. Работнику достаточно написать жалобу в ГИТ и проверка обеспечена.

Рабочие места на российских предприятиях в своем большинстве такие, что вредные и опасные факторы присутствуют почти везде. С высокой степенью вероятности результаты декларирования могут быть признаны недостоверными со всеми вытекающими последствиями в виде наложения администативного наказания, выдачи предписания о проведении сплошной специальной оценки, исков работников о возмещении положенных им гарантий и компенсаций и т.д. Поэтому настоятельный совет работодателям – декларируйте только те рабочие места, в которых вы уверены на 100 %, что там действительно нет никакой вредности. При малейших сомнениях, а особенно в случаях, когда есть определенный уровень социальной напряженности внутри трудового коллектива (по вопросу условий труда), лучше подстраховаться и провести необходимые измерения и оценки.

Все данные о проведенной специальной оценке будут храниться в Общероссийской системе сбора данных, здесь различий мало сейчас такая система уже существует и называется АС "АКОТ", новая же система будет называться АС "Профессиональные риски".

Наряду с идентификацией и исследованием опасностей предполагается сбор персонифицированных данных по состоянию здоровья (в том числе и обусловленного травмами) работников. И то и другое должно передаваться для централизованного хранения и анализа в АС «Профессиональные риски». В ней будут храниться динамика изменений условий труда, персональные физические данные и состояние здоровья.

Одним из новшеств стало добавление в план мероприятий улучшения условий труда, пункта о снижении профессиональных рисков.

В новом законе прописана обязательность производственного контроля, он станет таким же обязательным как и специальная оценка условий труда, что тоже будет размещаться в электронной базе данных, производственный контроль будет проводиться один раз в год на рабочих местах, где класс условий труда 3.1 и выше.

Изменился так же уровень самой процедуры теперь это не приказ, а федеральный Закон, исполнение его будет контролироваться все более внимательно, т.к. штрафы значительно возросли.


Главные новости

26 Января 2024

Это предусмотрено Концепцией совершенствования!!!

В следующие два года в планах дальнейшее развитие системы управления...

Подробнее »

12 Февраля 2021

Вакансия отдела ОСН

Подробнее »

29 Января 2021

Смешно, но не всегда!

Что бы проще понимать аудит, на простом примере!

Подробнее »

03 Декабря 2020

Новые обязанности заявителей?!

Новые обязанности заявителей?!

Подробнее »

12 Ноября 2020

Новые ГОСТы, которые вводятся в 2021 году

2021 год обещает быть сильно обновлённым в нормативной документации...

Подробнее »